18 июля 2012 года Государственный пожарный надзор отметит 85-летний юбилей

История Управления надзорной деятельности

Положение о государственном пожарном надзоре утверждено органами власти РСФСР 18 июля 1927 года. Это событие стало одним из поворотных в истории развития пожарной охраны. В этом документе впервые законодательно утверждаются функции государственного пожарного надзора.

Безусловно, современная система государственного пожарного надзора, постоянно совершенствуясь и развиваясь, претерпела существенные изменения. Но «Положение» 1927 года - первый документ по развитию уникальной в мировой практике эффективной структуры противопожарной службы, направленной на предупреждение пожаров, защиту жизни и здоровья россиян и тамбовчан, а также на сохранение материальных и духовных ценностей нашего государства. Созданию государственного пожарного надзора предшествовал многовековой период накопления опыта в области организации превентивных мер.

В XV веке начинают издаваться не только строгие законы, карающие за поджог, но принимаются и некоторые предупредительные меры. Так, в 1434 году в царствование Василия II Темного издаются указы о правилах пользования открытым огнем. Попытки предупредительной борьбы с пожарами в Москве, а затем и в других русских городах относятся к концу XV - началу XVI веков.

После опустошительного июльского пожара 1493 года Иван III издает первые на Руси правила, направленные на предупреждение возникновения пожаров: летом печей не топить, пищу варить на огородах, вдали от домов; не держать огня в домах; не заниматься стекольным производством в городе и др. В Судебнике (сборнике законов Русского государства), изданном в 1497 год, кроме указанных мер пожарной безопасности, предписываются суровые меры наказания поджигателям. Одним из знаменательных указаний князя явилось требование строительства каменных зданий. В Москве стали строиться заводы по производству кирпича. Для повышения мер пожарной безопасности Иван III приказал снести все постройки вокруг стен Кремля на расстоянии 235-ти метров. Этот указ явился прообразом современных требований противопожарных разрывов. В городе стали возводиться каменные терема на безопасном расстоянии друг от друга.

Следующий период развития пожарно-профилактических мероприятий в Российском государстве начинается с середины XVI века или со времени царствования Ивана Васильевича Грозного (1533-1584). В 1533 году он издал указ, обязывающий московских жителей иметь во дворах и на крышах домов бочки с водой и запрещающий топить летом печи, а пищу разрешалось готовить только вдали от жилищ. Позднее, в 1583 году, требования его распространились на все поселения Московского государства. эффективности противопожарных мероприятий, предпринятых Иваном Грозным, свидетельствует тот факт, что за почти полувековое правление, Москва была подвержена опустошительному огненному шквалу лишь один раз - в 1571 году. И это, несмотря на то, что столица к тому времени имела размеры в окружности около 30 верст и насчитывала более 40 тыс. дворов - вдвое больше, чем при Иване III, что, безусловно, повышало возможную частоту возникновения загораний.

В целях сбережения от уничтожающих пожаров 30 апреля 1649 года издается, а в 1667 и 1675 годах дополняется «Наказ о градском благочинии», который распространился по всей Руси. Он содержал правила предупреждения пожаров, обязательных для всех. В наказе в очередной раз регламентировались меры безопасного обращения с огнем. За нарушение этих правил налагался штраф в размере пяти рублей, а виновник пожара, возникшего из-за нарушений указа, подвергался ссылке. Жителям городов указывалось на необходимость держать в домах пожарный инструмент: кадки с водой, топоры, крючья, веники. На каждые десять домов надлежало сооружать колодец для пожарных нужд. История сохранила имя первого «пожарного» Кремля - князя Анастаса Алибеевича Македонского.

«Наказ о градском благочинии» явился первым документом, утверждающим пожарную безопасность на Руси. Именно поэтому 30 апреля является днем профессионального праздника работников противопожарной службы.

Дальнейшее активное и поступательное развитие пожарной профилактики относится к периоду правления Петра I. В 1701 году выходит указ о строительстве в городах каменных зданий. В 1704 году этот указ повторяется для Москвы. Самое свое любимое творение - Санкт-Петербург - Петр I всячески оберегал от огненного уничтожения. Вот лишь далеко не полные сведения об организации мер пожарной безопасности в городе. С самого начала строительства планировка города устраивалась по правилам пожарной безопасности: дома строились с противопожарными разрывами, улицы располагались прямолинейно и «просторно», что позволяло беспрепятственно вести пожаротушение, на Васильевском острове планировалось соорудить каналы, оборудованные противопожарным инвентарем. Был издан целый ряд указов, инструкций по обеспечению пожарной безопасности на судах, в торговых рядах, в жилых зданиях.

Важным, ознаменовавшим новый шаг в развитии пожарной охраны, явился Указ императрицы Екатерины II (1762-1796) от 15 декабря 1763 года об учреждении штата главной Санкт-Петербургской полиции, при которой определено иметь число чинов при пожарных инструментах с брандмайором во главе.

Еще раньше, в 1895 году, в районе Мытищ создается опытная пожарная станция, по существу являющаяся прототипом современных испытательных пожарных лабораторий. В её функции входило проведение огневых испытаний материалов и конструкций, используемых в строительстве, огнезащитных материалов. Кроме этого, проводилось обучение постройке жилищ, устраивались выставки новых достижений в области пожарного дела.

Императорское Российское пожарное общество выполнило свою основную функцию - взяло на себя большую организаторскую работу в области развития и популяризации пожарного дела, активизации пожарно-профилактической работы. Однако их стремление возвести проблему предупреждения и тушения пожаров на уровень государственной политики реализовалось только в 1918 году, уже в Советской республике в виде Декрета «Об организации государственных мер борьбы с огнем», положившего начало единой национальной политики в области пожарной безопасности, в том числе пожарной профилактики. Декрет был принят 17 апреля 1918 года по представлению Высшего совета народного хозяйства и Всероссийского пожарного обществ Советом Народных Комиссаров (СНК). В Декрете отмечалось, что пожарное дело должно базироваться на современной технической базе, важное место должна занимать пожарно-профилактическая работа. Противопожарные мероприятия должны подразделяться на две главные группы: общегосударственные мероприятия, осуществляемые на уровне государства, города, села и учреждения; местные мероприятия, находящиеся в заведывании местных органов и проводимые с привлечением населения. Эти направления стали основными в последующем развитии Советской пожарной охраны и нашли свое отражение в Положении о государственном пожарном надзоре.

25 июня 1928г. издается приказ ВСНХ РСФСР № 671 «О применении противопожарных правил при разработке проектов нового строительства».

В 1930 году приказом ВСНХ от 18.01.1930 № 504 «Об образовании в местных органах ВСНХ РСФСР пожарных инспекций» всем краевым и областным СНХ, ЦСНХ и наркомпромторгам автономных республик предлагалось образовать в своих аппаратах пожарную инспекцию. Острая нехватка квалифицированных специалистов в области надзорной деятельности решалась созданием различных видов образовательных учреждений. К 1931 году наряду с Ленинградским пожарным техникумом, возобновившим работу в 1924 году, функционировали уже пожарные техникумы в Москве и Свердловске. Открылся Центральный заочный пожарный техникум, вечерний противопожарный техникум «Спринклер», в различных городах работали 16 пожарно-технических курсов. В итоге в 1931 году получили пожарно-техническое образование более 700 выпускников. Кроме этого создавались учебные команды, курсы переподготовки начсостава, курсы подготовки комсостава для сельской местности и другие. О значимости подготовки пожарных техников свидетельствует тот факт, что для руководства работой техникума в ЦПО была создана специальная комиссия.

Наряду с надзорно-профилактической деятельностью инспекторы стали уделять особое внимание пропаганде пожарно-технических знаний среди населения. На предприятиях, в жилом секторе организуются занятия. Через массовые издания, в том числе и через журнал «Пожарное дело», возобновившего издание с 1925 года, освещаются вопросы пожарной безопасности.

31 марта 1930 года по инициативе ЦПО был учрежден Научный пожарно-технический комитет (НПТК), на базе которого позднее, в 1937 году, был организован первый научно-исследовательский институт пожарно-технического профиля (ЦНИИПО). НТПК взял на себя функции координации развития научной основы пожарной охраны и решения всех пожарно-технических вопросов.

Осенью того же года создается Всесоюзное научное пожарно-техническое общество (ВНПТО), деятельность которого была направлена на ускорение темпов внедрения научно-технических достижений в пожарное дело. Таким образом, деятельность ЦПО по созданию нормативно-правовой базы, подготовке квалифицированных специалистов пожарно-технического профиля, научно-техническая политика, пропаганда вопросов пожарной безопасности, значительно усилили работу государственного пожарного надзора, подняв эффективность работы много выше периода создания. И в этот этап интенсивного развития СССР задачи, поставленные перед государственным пожарным надзором, были выполнены.

Важным шагом в последующем развитии пожарно-профилактической деятельности стало Постановление ЦИК и СНК от 7 апреля 1936 года № 52/654 , которое утвердило новое Положение «О государственном пожарном надзоре», определившее основные функции и права органов ГПН. Этим Постановлением на Главное управление пожарной охран НКВД СССР и его органы возлагались функции по разработке нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности осуществлению мероприятий по контроль подготовке заключений по проектам и типа противопожарного оборудования и ряд других. Данное Постановление действовало без изменений более 40 лет.

Для оказания помощи работникам государственного пожарного надзора приказом НКВД СССР от 10.03.1945 г. № 046 созданы первые подвижные пожарные лаборатории.

22 августа 1964 года СМ РСФСР одобрил проект устава Всероссийского добровольного пожарного общества, которое частично компенсировало нехватку профессиональных пожарных и инспекторских кадров, особенно в сельской местности.

С середины 80-х годов страна вступает в новую эпоху социально-политических реформ. Практически во всех отраслях народного хозяйства происходит резкий спад: к 90-му году страна по экономическим показателям откатилась на позиции 80-го года. Многие промышленные предприятия прекращают работу, страну поглотил инфляционный процесс. Социальные проблемы населения выразились в халатности и пренебрежении к вопросам пожарной безопасности. Изменение форм собственности ряда предприятий повлекло к потере статуса многих ведомственных нормативных актов в области пожарной безопасности, резко снизило эффективность работы при осуществлении функций государственного пожарного надзора. Все эти обстоятельства явились причиной катастрофического роста количества пожаров в Российской Федерации.

С принятием Федерального Закона «О пожарной безопасности» впервые появилась возможность существенно изменить формы и методы нормативно-технической работы, т.к. закон давал право ГПС организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности.

В начале 90-х годов по инициативе ГУГПС МВД России была организована работа по созданию системы нормативных документов в области пожарной безопасности с привлечением научного потенциала ВНИИПО МВД России, научных и проектных организаций Госстроя России, нормативно-технических работников территориальных органов ГПС. В этот период была создана система нормативных документов по пожарной безопасности, содержащая наряду с противопожарными требованиями норм в области строительства более 130 норм пожарной безопасности, и разрабатываемая на общей методической и научно-технической основе.

Указом № 1309 Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2002 года преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С этого периода начинается отсчет времени нового этапа развития государственного пожарного надзора. 

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (4752) 72-43-39
Приемная начальника Главного управления МЧС России по Тамбовской области
8 (4752) 72-99-50
Единый «телефон доверия»
post@68.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)